Версия сайта для слабовидящих







личный кабинет
Регистрация

Запомнить меня Забыл пароль


Тема 5.

Конструктор. Шпаргалки. Творчество


КОНСТРУКТОР


О каких конструкторах вы знаете? Лего? А слышали про вожатский конструктор? Благодаря книге «Грамматика фантазии», можно научиться фантазировать «по правилам». При помощи этих инструкций любой вожатый может конструировать авторские методики работы с детьми. Научив детей этим правилам, можно создать отрядную коллекцию гениальных идей, а также научить этому других ребят. Познакомьтесь с правилами конструирования новых игр.


Правило 1 «Салат». Создание одного целого из нескольких ингредиентов (составляющих). Попробуем «состряпать» салат из ... игр.


Правило 2 «Игра наоборот»


Правило 3 «Пятый элемент». Введение в игру добавочного правила, нового элемента. Таким элементом может быть введенная роль, какое-либо новое место – словом, все что угодно.


Правило 4 «Бином фантазии». Этот способ позволяет придумать новую игру по двум ее составляющим, не имеющим, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу. Это могут быть две роли, два предмета (средства игры), просто два слова.


Правило 5 «Модернизация игр». У любого вожатого есть набор игр, в которые он играл не один раз, да и дети знают их уже наизусть. Данное правило дает возможность вдохнуть вторую жизнь в уже известные игры, модернизировать их, осовременить, дать шанс каждому ребенку стать самому автором такой игры.


Правило 6 «Опорное слово». Этот способ создания позволяет при помощи одного опорного слова поэтапно создать новую авторскую конкурсно-игровую программу.


Предлагаем вам, познакомиться с книжкой и правилами и выполнить правила №1



ШПАРГАЛКИ


Никто не застрахован от ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Для того, чтобы в работе вожатого избегать ошибок, предлагаем вам несколько советов.


Совет 1. Остановись и подумай! Да, ты еще вчера вечером после планерки решил, как и что будешь сегодня делать, но не ленись ежечасно переоценивать свою стратегию и вносить корректировки в связи с новыми условиями действительности. Посмотри на часы и потрать первые 5 минут каждого часа на планирование следующих 55 минут. Тебя могут дергать, подгонять коллеги и дети – и вот тут будет самое время проявить стойкость характера. Если твое бездействие не ставит под угрозу здоровье отдыхающих и не грозит увольнением, просто отвечай: «Подождите 5 минут!», – и 95 % раздражителей на ближайшие пять минут успокоятся. А ты в это время будешь строить планы, принимая во внимание принципы, перечисленные ниже.


Совет 2. Заведи блокнот и делай записи. Твои будни без блокнота можно сравнить с поеданием горячего супа без ложки. Записывай все: дела, планы, необходимый реквизит, фамилии своих подопечных. Зачем это записывать? Зачем тратить время на чирканье ручкой в блокноте? Поверь, оно того стоит: ты не забыл в первый раз, во второй, но на пятый раз забыл, и тебе придется вести детей назад или ждать вместе с ними лишнее время, и тогда в плане появится несостыковка, потому что потом твой отряд не успеет, например, на репетицию.

Совет 3. Группируй задачи. Вспомни сказку про Золушку. Злая мачеха смешала мешок зерна и мешок риса, повелев разобрать все перед балом. Давай к этой задачке добавим еще одно условие: мешки для сортированного риса и пшена стоят в разных комнатах. Можно носить рис в другую комнату по зернышку или горстями, но проще всего принести мешок в ту комнату, где находится крупа. Все дело в грамотной логистике и группировке задач. Тебе нужно понять эти принципы и пользоваться ими.


Разбей лагерь на условные направления. К примеру: столовая–администрация, душ–прачечная, кружки–игровая площадка. За день тебе не раз придется сходить в каждый из секторов, потому на очередной пятиминутке не поленись разбить все дела на направления, чтобы по 40 раз не ходить в одну сторону. Пошел в столовую – заодно сделай все дела в районе административного корпуса. Также и с задачами. Старайся избегать таких постановок, как «сейчас начнем, потом на обед и закончим» – это пустое. При любом раскладе – нужно ли рисовать уголок, репетировать номер, делать к нему костюмы – первые 5–15 минут уходят на то, чтобы войти в ритм продуктивной деятельности. Так что если ты начал делать уголок и потратил 10 минут на погружение в процесс, а потом прервал его, то позже тебе снова придется пройти этот этап. Что решают 10 минут? Ничего. Но ведь речь идет о трех неделях, за которые ты при подобном подходе можешь суммарно потратить сутки только на такие вот погружения.


Совет 4. Расставляй приоритеты. Помни про принцип Парето, который гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Что в твоем случае будет результатом? Эмоции и здоровье детей. К примеру, один вожатый готовил отрядную игру и мучился полночи, чтобы написать свой текст в стихах, потом еще полдня его учил. А что в итоге? Каждое задание из игры ему приходилось повторно объяснять своими словами. И стоило ли оно того? Что, если бы он сразу рассказал суть сам, как умеет? Игра стала бы хуже? Ты не должен оценивать себя по количеству затраченных усилий, твоя цель – результат.


Совет 5. Взаимодействуй с детьми, поручай и доверяй им. Если бы кто-то раньше сказал тебе слово «поручай» – страшно представить, насколько бы меньше калорий тебе пришлось жечь в свои вожатские будни. Снова обратись к списку задач и подумай, что из этого можно поручить детям? Конечно, большинство людей одолевают сомнения, ведь на первый взгляд им ничего нельзя поручить. Но это не так, ты будешь поражен, насколько серьезно и ответственно могут подойти к делу твои ребята, если просто показать, что ты им доверяешь. Естественно, нельзя поручать все и всем. Но действительно ли важно, чтобы задача была выполнена первоклассно? Например, нужно равномерно покрасить ватман в зеленый цвет, наверняка, ты своими руками сможешь сделать это идеально. А смысл? Доверь это детям.


Совет 6. Идеальные планы в неидеальном мире. Ты, вожатый, уже прекрасно усвоил все предыдущие принципы и готов применять их на практике. Может быть, уже применяешь. Однако действительность диктует еще одно суровое правило: никогда не получится точно так, как ты задумал. Задумал игру провести после полдника на улице – а тут дождь. Бороться с этим бесполезно. Нужно просто с ним ужиться. И в этом лично тебе помогут ещё два правила. Во-первых, планируй время с запасом минимум 30 %. Есть задача, которую ты можешь выполнить за час. Планируй, что она займет 1 час и 20 минут. Во-вторых, всегда должен быть альтернативный вариант. Около каждого важного дела в своем плане на день в скобочках подпиши, что ты будешь делать, если проведение занятия окажется сорванным по тем или иным причинам. Естественно, нельзя предусмотреть все возможные варианты развития событий. Просто прими за истину, что любой пункт может оказаться невыполнимым в силу форс-мажорных обстоятельств, и подумай о запасном варианте.


Предлагаем вам выполнить задание 2


ТВОРЧЕСТВО


В лагере есть множество различных творческих видов деятельности. Но детям всегда интересны успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они читать остроумные советы от вожатых, сравнивать оценки за чистоту в своей комнате (экран чистоты), знать, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться, и т. д.


Где же они это могут увидеть? Как не на отрядном месте. Отрядный уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда.


Уголок обязательно должен содержать:

1. название отряда

2. девиз отряда

3. отрядная песня

4. расписание кружков

5. распорядок дня (лагерный и отрядный)

6. списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);

7. списки именинников текущей смены

8. адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)

9. грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)


В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

1.   соревнования,

2. подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

3. участие в творческих конкурсах, смотрах.

4. подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

5. жизнь отряда

6. поощрение детей.


Проявите свои творческие навыки и сделайте задание 3


Материал для скачивания


Для загрузки выполненного задания перейдите по ссылке