Полезности о чем?


Раздел про ПОЛЕЗНОСТИ – это бонус тебе, будущий вожатый.


В этом разделе мы собрали все то, что считаем полезным для будущего вожатого:

  • хорошие книжки от людей, влюбленных в лагерь: Вожатское лето: день за днем и Лайфхаки для вожатого
  • интересный журнал «The Best» с лучшими сценариями и разработками вожатых – школьников – участников слета вожатских отрядов школьников Новосибирска «СТРИЖ»
  • вожасткий календарь, в котором есть все 92 лета и 1000 идей как их можно прожить радостно…


А еще…еще просто советики от нас….так,

на каждый день – читай далее…


Советики про время…


Где взять время на все? Особенно в лагере? Ответ может показаться нелепым, но всё же: «Это время у тебя есть и всегда было». Люди часто жалеют потратить пять минут на то, чтобы просто остановиться и всё обдумать. Поэтому, что бы все успеть, работая вожатым в лагере, несколько простых советов:


Совет 1. Остановись и подумай! 


Да, ты ещё вчера вечером после планерки решил, как и что будешь сегодня делать, но не ленись ежечасно переоценивать свою стратегию и вносить корректировки в связи с новыми веяниями действительности. Посмотри на часы и трать первые 5 минут каждого часа на планирование следующих 55 минут. Тебя могут дёргать, подгонять коллеги и дети, вот тут самое время проявить стойкость характера. Если твоё бездействие не ставит под угрозу здоровье отдыхающих и не грозит увольнением, просто отвечай: «Подождите 5 минут!» – 95% раздражителей на ближайшие 5 минут успокоятся. А ты в это время будешь строить планы, принимая во внимание принципы, перечисленные ниже.


Совет 2. Заведи блокнот и делай записи


Твои будни без блокнота можно сравнить с поеданием горячего супа без ложки. Записывай всё, что можно: дела, планы, необходимый реквизит, фамилии своих подопечных. Как часто тебе это можно будет встретить: «Да, я же не забуду, что обед переносится на полчаса. Зачем мне это записывать? Это же обед, я и так запомню. Не буду тратить время на чирканье ручкой в блокноте» – и что ты думаешь? Ты не забыл в первый раз, во второй, но на пятый раз забыл. И тебе придется вести детей назад, в плане дальнейших действий появится несостыковка, потому что потом мы не успевали на репетицию.


Совет 3. Группируй задачи


Вспомни сказку про Золушку. Злая мачеха смешала мешок зерна и мешок риса, повелев разобрать перед балом. Давай к этой задачке добавим ещё одно условие: мешки для сортированного риса и пшена стоят в разных комнатах. Можно брать по одной рисинке и тащить в другую комнату, можно набирать горсть и только тогда нести. А ещё проще притащить мешок и класть рис сразу, без беготни. Всё дело в грамотной логистике и группировке задач. Тебе нужно понять эти принципы и пользоваться ими.


Разбей лагерь на условные направления. К примеру: столовая-администрация, душ-прачечная, кружки-игровая площадка. За день тебе не раз придётся сходить в каждый из секторов, потому на очередной пятиминутке не поленись разбить все дела на направления, чтобы по 40 раз не ходить в одну сторону. Пошёл в столовую, заодно сделай все дела в районе административного корпуса.


Также и с задачами. Старайся избегать принципов: «Сейчас начнём, потом на обед и закончим» – это пустое. При любом раскладе, нужно ли рисовать уголок, репетировать номер, делать к нему костюмы: первые 5-15 минут уходят на то, чтобы войти в ритм продуктивной деятельности. Так что, если ты начал делать уголок и потратил 10 минут на погружение в процесс, а потом прервал его – позже тебе снова придётся тратить 10 минут на погружение. Что решают 10 минут? Ничего. Но ведь речь идёт о трёх неделях, за которые ты, при подобном подходе, можешь суммарно потратить сутки только на такие вот погружения.


Совет 4. Расставляй приоритеты


Помни про принцип Парето, который гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Что в твоём случае результат? Эмоции и здоровье детей. К примеру, когда один вожатый готовил какую-то отрядную игру и мучился на полночи, чтобы написать свой текст в стихах. Потом ещё полдня учил. А что в итоге? Каждое задание из игры ему потом приходилось повторно объяснять своими словами. И стоило ли оно того? Что, если бы он сразу рассказал суть сам, как умеет? Дело не стало бы хуже? Ты не должен оценивать себя по количеству затраченных усилий, твоя цель – результат.


Совет 5. Взаимодействуй с детьми, поручай и доверяй им


Если бы кто-то раньше сказал тебе слово «поручай» – страшно представить, насколько бы меньше калорий тебе пришлось жечь в свои вожатские будни. Снова обратись к списку задач и подумай, что из этого можно поручить твоим детям? Конечно, большинство людей одолевают сомнения, ведь на первый взгляд им ничего нельзя поручить. Но это не так. Ты будешь поражён, насколько серьёзно и ответственно могут подойти к делу твои ребятишки, если просто показать им своё доверие.


Естественно, что нельзя поручать всё и всем. Но действительно ли важно, чтобы задача была выполнена первоклассно? Например, нужно равномерно покрасить ватман в зеленый цвет, наверняка, ты своими руками сможешь сделать это идеально. А смысл?


Совет 6. Идеальные планы в неидеальном мире


Ты, вожатый, уже прекрасно усвоил все предыдущие принципы и готов применять их на практике. А может быть, уже применяешь. Однако действительность диктует ещё одно суровое правило: никогда не получится точно так, как ты задумал. Задумал игру провести после полдника на улице, а тут дождь. Бороться с этим бесполезно. Нужно просто с ним ужиться. И в этом лично тебе помогут ещё два правила:


Во-первых, планируй время с запасом минимум 30%. Есть задача, которую ты можешь выполнить за час. Планируй, что она займёт 1 час и 20 минут;


Во-вторых, всегда должен быть альтернативный вариант. Около каждого важного дела в своём плане на день в скобочках подпиши, что ты будешь делать, если оно окажется просто невозможным. Естественно, невозможно предусмотреть все возможные варианты. Просто прими за истину, что любой пункт может оказаться невыполнимым в силу форс-мажорных обстоятельств и подумай о запасном варианте.


Советики про ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ вожатого


Для начала давайте наглядно посмотрим несколько простых, но очень эффективных способов:


1. Принцип квадрата важно и не важно:

2. Правило 80 на 20


Итальянский экономист Вильфредо Парето однажды заметил, что 20% гороха, посаженного в его саду, дают 80% урожая. Это позволило ему сформулировать правило про 20% усилий, дающих 80% результата. Использовать принцип 20/80 можно не только в работе, но и в других областях жизни.


На какие задачи вы тратите 80% времени? На электронную почту? Мессенджеры? Помните, что это приносит всего 20% пользы, и сосредоточьтесь на действительно важных делах. А какая часть трудовой деятельности приносит вам 80% заработка, востребованность со стороны начальства и уважение коллег?


Попробуйте ответить также на следующие вопросы. Они кажутся сложными, но только потому, что вы никогда раньше не пробовали этого подсчитать.


· Какие 20% вещей имеют для вас максимальную ценность (80% и выше)?

· На что вы тратите 20% своего времени, получая при этом 80% счастья?

· Кто из вашего окружения делает вас максимально счастливым?

· Какие 20% одежды вы носите 80% времени?

· Что входит в те 20% продуктов и блюд, которые составляют 80% вашего рациона?


Ответили? А теперь подумайте, как вы можете улучшить эти сферы жизни.


Например, если окажется, что 80% времени вы проводите с теми, кто доставляет вам удовольствие только на 20%, то стоит изменить круг общения.


Если 80% времени вы тратите, к примеру, на интернет, но удовольствия при этом получаете всего 20%, подумайте, чем вы занимаетесь в Сети? Может, стоит изменить деятельность или сократить время пребывания за компьютером.


Проанализировав по принципу 20/80 свой рацион, вы поймёте, насколько здоровое у вас питание. Если 80% времени вы едите жирную пищу, то не пора ли сесть на диету? Пересмотрите пропорции, чтобы не совсем полезная еда занимала на вашем столе лишь 20%.


Большинство из нас никогда не смотрели на отношения под таким углом, и это может быть очень полезным.


Разумеется, закон Парето не панацея. Не следует возводить его в ранг жизненного кредо и взвешивать по этому принципу абсолютно всё. Но правило 20/80 — отличный инструмент, чтобы привнести в свою жизнь что-то новое.


Подумайте, что вы могли бы изменить в своей жизни, основываясь на принципе 20/80?


3. Заведите ежедневник


Нет ничего удивительного в том, что в каждой статье и книге о тайм-менеджменте упоминается органайзер – это универсальный способ планировать свое время и следить за выполнением заданий.


4. Работа-отдых


Чередуйте работу с отдыхом, причем минуты перерыва должны быть вами также заранее запланированными. Если настало время работать, то погружайтесь в своё дело полностью, ни на что не отвлекаясь. Если же пришла очередь отдыха, то ни в коем случае не жертвуйте им ради выполнения дел. Только при полноценных разгрузках можно трудиться эффективно.


5. Назначайте себе дедлайны


Даже если их нет. Если вам нужно что-то выполнить, и этому заданию не были поставлены четкие сроки, то его все равно нужно сделать рано или поздно. Так вот лучше это задание сделать рано. Оно не будет висеть у вас над головой и вам будет легче. А еще дедлайны позволяют повысить продуктивность. Вспомните, как повышается производительность у студентов во время сессии. А все из-за жестких временных рамок, которые подстегивают работать не отвлекаясь.


6. Делите большие проекты на небольшие задания


Если у вас есть какой-то огромный проект, мысли о котором заставляют вас растеряться, то разделите его на пункты и вы увидитесь, насколько проще и понятнее он стал.


7. Объединяйте однотипные дела в блоки


К примеру, вам нужно пойти на встречу, ответить на письма и сделать звонки. Это все задачи одного типа и их стоит объединить в блок и сделать все вместе, не прерываясь на задания другого рода.


8. Делайте неприятные дела в первую очередь


Не нужно откладывать самые неприятные задания на потом. Выпишите себе все дела такого типа и делайте по одному в день. Во-первых, вы наконец-то сделаете то, что должны были сделать давно, а во-вторых вы снимете со своих плеч этот груз и получите дозу мотивации. “Съедайте лягушку” в первую очередь, поверьте, так будет проще.


9. Учитесь у более опытных людей


Ищите профессионалов в своей сфере и учитесь у них. Знания помогут вам делать работу быстрее. Нет надобности изобретать колесо, просто прочтите статьи и книги по теме своей работы и применяйте знания на деле.


10. Оцените продуктивность своих инструментов


Подумайте, что может мешать вам работать быстрее. Возможно, у вам слишком медленный интернет или компьютер. Иногда проще поменять какой-то из инструментов, тормозящих вашу работу, и тратить меньше времени на выполнение задания.


11. Не торопитесь


Несмотря на то, что всю статью мы только и говорим о более быстром выполнении заданий, не стоит делать дела в спешке. Исправление ошибок, которые вы можете наделать, если будете торопиться, займет больше времени, чем кропотливое и неспешное выполнение задания.


Материал для скачивания

  1. Вожатский календарь
  2. Вожатское лето: день за днем
  3. Дорожная карта начинающего вожатого
  4. Лайфхаки для вожатого
  5. The Best 1
  6. The Best 2
  7. The Best 3
  8. The Best 4
  9. The Best 5
  10. The Best 6