Тема 4.
Планы. КТД. Тематический день.
ПЛАНЫ
Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.
План-сетка смены – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.
Примерный порядок составления вожатым план-сетки на лагерную смену:
1. В сетке расставляются кризисные дни.
2. Накидывается банк идей по тематике смены (перспективный план смены) .
3. В сетке ставятся традиционные и общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене.
4. Выбираются мероприятия, которые нейтрализуют или сглаживают действия кризисов и ставятся в план-сетку.
5. Происходит оценка уже поставленных мероприятий и дел по критериям настроения(грустный, веселый, …) и деятельности(интеллектуальный, подвижный, …).
6. В сетку вносятся произвольные мероприятия и дела из представленных в перспективном плане так, чтобы
а) максимально чередовать дни в сетке по настроению и виду деятельности,
б) учесть завязку, апогей и развязку смены.
7. План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления - исправляются.
8. Происходит изготовление реквизита (который нельзя будет изготовить на месте, к примеру ксерокс сценариев, вожатская тетрадка с набором игр, мероприятий и дел, песенники и так далее) с учетом ранее уже подобранных мероприятий.
9. Корректировка в оргпериод план-сетки отряда на смену с учетом мнения детей.
Предлагаем воспользоваться нашими советами по составлению план – сетки и выполнить задание 1
КТД
Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами - как их общая забота.
Дело это - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.
В основе лежит 4 сами:
- сами планируем;
-сами организуем;
- сами проводим;
- сами анализируем.
КТД от других воспитательных мероприятий отличается постановкой воспитательных задач. Вожатый ставит задачи, делая это незаметно для детей в процессе реализации дела
Этапы подготовки и проведения КТД
1 этап. Предварительная работа
На основе проблем, существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение, что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е выбирается коллективное творческое дело, а может проводиться конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.
2 этап. Коллективное планирование
На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
3 этап. Коллективная подготовка
Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.
4 этап. Проведение дела
Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.
5 этап. Коллективный анализ
Проведенное дело обсуждается на общем сборе – огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.
6 этап. Ближайшее последствие
Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.
Познакомившись с этапами составления КТД, выполните задание 2
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Каждый день в лагере - это праздник. Получается, у нас 92 праздника каждое лето! Это же здорово! Каждый день можно сделать тематическим, посещенным какой-либо дате или событию.
Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:
1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.
2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:
· по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;
· по направленности — социально и личностно значимые;
· по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность; организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность; познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности; организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.
3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.
4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межотрядных, определенных тематикой дня.
5. При организации тематического дня важно определить участки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.
Прочитайте пример Календаря вожатого, и выполните задание по Теме 4.
Материал для скачивания
- Планирование в работе вожатого
- Мозговой штурм
- КТД
- Основной период смены
- Создание новых игр
- Тематический день в отряде
- Творческое решение изобретательских задач
- Вожатский календарь
- Задание по Теме 4
Для загрузки выполненного задания перейдите по ссылке