Версия сайта для слабовидящих







личный кабинет
Регистрация

Запомнить меня Забыл пароль


Тема 4.

Планы. КТД. Тематический день.

ПЛАНЫ


Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.

План-сетка смены – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.


Примерный порядок составления вожатым план-сетки на лагерную смену:


1. В сетке расставляются кризисные дни.

2. Накидывается банк идей по тематике смены (перспективный план смены) .

3. В сетке ставятся традиционные и общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене.

4. Выбираются мероприятия, которые нейтрализуют или сглаживают действия кризисов и ставятся в план-сетку.

5. Происходит оценка уже поставленных мероприятий и дел по критериям настроения(грустный, веселый, …) и деятельности(интеллектуальный, подвижный, …).

6. В сетку вносятся произвольные мероприятия и дела из представленных в перспективном плане так, чтобы

а) максимально чередовать дни в сетке по настроению и виду деятельности,

б) учесть завязку, апогей и развязку смены.

7. План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления - исправляются.

8. Происходит изготовление реквизита (который нельзя будет изготовить на месте, к примеру ксерокс сценариев, вожатская тетрадка с набором игр, мероприятий и дел, песенники и так далее) с учетом ранее уже подобранных мероприятий.

9. Корректировка в оргпериод план-сетки отряда на смену с учетом мнения детей.


Предлагаем воспользоваться нашими советами по составлению план – сетки и выполнить задание 1


КТД

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.


Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами - как их общая забота.


Дело это - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.


В основе лежит 4 сами:

- сами планируем;

-сами организуем;

- сами проводим;

- сами анализируем.

КТД от других воспитательных мероприятий отличается постановкой воспитательных задач. Вожатый ставит задачи, делая это незаметно для детей в процессе реализации дела


Этапы подготовки и проведения КТД

1 этап. Предварительная работа

На основе проблем, существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение, что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е выбирается коллективное творческое дело, а может проводиться конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.


2 этап. Коллективное планирование

На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.


3 этап. Коллективная подготовка

Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.


4 этап. Проведение дела

Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.


5 этап. Коллективный анализ

Проведенное дело обсуждается на общем сборе – огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.


6 этап. Ближайшее последствие

Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.


Познакомившись с этапами составления КТД, выполните задание 2


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ


Каждый день в лагере - это праздник. Получается, у нас 92 праздника каждое лето! Это же здорово! Каждый день можно сделать тематическим, посещенным какой-либо дате или событию.


Разработка тематического дня осуществляется с учетом следу­ющих моментов:


1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной цен­ности, дела, способствующие формированию положительного от­ношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.


2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

· по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;

· по направленности — социально и личностно значимые;

· по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность; организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность; познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности; организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.


3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.


4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межот­рядных, определенных тематикой дня.


5. При организации тематического дня важно определить уча­стки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.


Прочитайте пример Календаря вожатого, и выполните задание по Теме 4.


Материал для скачивания



Для загрузки выполненного задания перейдите по ссылке